адрес: 123298, Москва,
ул. Берзарина, д.12, оф. 43
телефон: +7 (499) 750-09-28
факс: +7 (499) 750-09-28
e-mail: j-malumov@ya.ru
О бюро Успешные дела Персоналии Текущее сотрудничество Публикации Условия юридического обслуживания
О бюро Успешные дела Персоналии Текущее сотрудничество Публикации Условия юридического обслуживания

«Любое право подразумевает ответственность, каждая возможность - обязательство, любое имущество - чувство долга».



Джон Д. Рокфеллер
поиск по сайту
 

Конституционно-правовое обеспечение
основ института экономической безопасности
в Российской Федерации

МАЛУМОВ Георгий Юрьевич
аспирант кафедры конституционного и муниципального права РГТЭУ


В процессе реформирования правовых, экономических и социальных основ в Российской Федерации с 1993 года произошли глубокие и системные изменения, а также сложились предпосылки для устойчивого постепенного развития, имеющие своей целью повышение жизненного уровня населения. В этих условиях особое место занимают проблемы обеспечения экономической безопасности, предупреждения новых вызовов и угроз экономической стабильности и роста.

В настоящее время ведется поиск новых концептуальных подходов к защите экономических интересов государства, субъектов Федерации, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, граждан, в том числе иностранных и лиц без гражданства, в сфере государственной и предпринимательской деятельности. В некоторых российских регионах, в частности в городах федерального значения, накоплен определенный опыт различных форм организации работы местных администраций в области обеспечения безопасности социально-экономических систем. Однако, на наш взгляд, в современной России еще не сложилась единая федеральная система обеспечения экономической безопасности со свойственными ей правовыми институтами и механизмами предупреждения новых угроз национальной безопасности в области социально-экономической сферы.

В связи с этим особую актуальность приобретает изучение теоретических и практических основ обеспечения экономической безопасности на всех уровнях административного управления, методологии выявления экономических угроз новым институтам и механизмам управления сложными социально-экономическими системами в современных условиях.
Социально напряженная обстановка в некоторых регионах России характеризуется ростом экономической преступности во всех базовых сферах экономики, включая финансовую, налоговую и банковскую, усложнением применяемых способов нарушения и использования несовершенства действующего законодательства и правоприменительной практики.

Появляются новые виды финансовых преступлений, связанных с преднамеренным банкротством предприятий.
В то же время концептуальные проблемы построения целостной федеральной и региональной систем управления социально-экономическими аспектами жизнедеятельности личности, общества и государства, к сожалению, еще не нашли своего отражения в правоприменительной практике. Применительно к современному этапу развития российского государства недостаточно изучены и региональные аспекты законодательной базы, составляющей основу защищенности субъектов хозяйственной и иной деятельности от воздействия экономических угроз и проникновения криминальных структур в аппарат административного управления, а также механизмы координации деятельности по обеспечению экономической безопасности.

Экономическая безопасность является краеугольным камнем национальной безопасности, независимости и суверенитета Российской Федерации. Основы стратегии экономической безопасности на федеральном и региональном уровне содержатся в ст. 7, 8 и 9 Конституции Российской Федерации1. Согласно Основному закону, Российская Федерация представляет собой социальное государство, гарантирующее неприкосновенность всех видов собственности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности.

Начнем с определения и содержания комплексного понятия «безопасность». Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446-I «О безопасности»2 трактует это понятие как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Однако данное определение, на наш взгляд, не совсем конкретно: оно не до конца юридически наполнено содержанием. Так, из него не следует, какое именно должно быть «состояние» и не показана «степень защищенности». Следовательно, это определение нуждается в правовом уточнении.

В специальной литературе под термином «безопасность» кого-либо или чего-либо понимается такое их положение, при котором они находятся в состоянии защищенности3. Раскрытие понятия «безопасность» через термины «защита», «защищенность», «защитить» сужает содержание данного термина.

Следует согласиться с позицией доктора юридических наук, профессора Н.С. Бондаря, который считает, что «безопасность» — категория конституционная, нормативно-правовое содержание которой пока не получило должного научного обоснования.
Однако Конституция Российской Федерации отражает различные стороны этой проблематики:


  1. правовую (юридическую) безопасность личности, подразумевая физическую безопасность (ст. 20–23), информационную (ст. 24, 29), экономическую (ст. 34, 35 и 36) и т.д.;
  2. безопасность личности (ч.1 ст. 21);
  3. безопасность общества (ч. 2 ст. 7);
  4. безопасность государства (ч. 3 ст. 4, ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 5, ст. 71).

Наиболее широкая в данном случае интегральная основа юридической и, соответственно, конституционной безопасности личности воплощается в категории национальной безопасности4.

Понятие «защита» может включать несколько аспектов, но наиболее важными из них являются функциональный и структурный. Например, по определению А.И. Васильева, В.П. Сальникова, С.В. Степашина, экономическая безопасность государства представляет собой защиту национальных, экономических и социальных интересов государства и общества на основе достижения стабильного состояния и поступательного развития экономики с учетом обеспечения социальных потребностей общества как в государственном масштабе, так и на уровне регионов и отдельных граждан страны, для защиты от воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов5.

Экономическая безопасность является важной, но не единственной характеристикой состояния общественной жизни, от качества, надежности и эффективности обеспечения которого зависит качество жизни общества и конкретного человека. Не менее важной категорией является понятие «правопорядок».
Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений посредством правовых норм, результат претворения правовых требований и предписаний в общественных отношениях. Правопорядок является фундаментальной основой общества, так как только в условиях правопорядка возможна действенная защита прав и свобод граждан.

Под национальной экономической безопасностью В.Паньков понимает «...такое состояние экономики, которое характеризуется ее устойчивым “иммунитетом” к воздействию внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства»6.

В приведенных выше определениях понятия «экономическая безопасность» выделяется подход через устойчивость7. Они фокусируют внимание на поддержании определенных характеристик функционирования экономики перед лицом неблагоприятных факторов (угроз). Следует отметить, что большая часть определений экономической безопасности акцентируется на понятии устойчивости, так как правовая устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее структурных элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать «внешние» и «внутренние» нагрузки.

А национальные интересы России — это и есть «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах»8.
Государственный интерес выделяют А.И. Васильев, В.П. Сальников и С.В. Степашин. Они указывают, что данная категория является фундаментальной для всего правоведения в целом. От соответствующего понимания данной категории зависит интерпретация всех социальных явлений, так или иначе связанных с феноменом государства и государственной власти, в том числе правового закрепления государственных интересов, и организационно-правовые формы и методы их реализации в сфере обеспечения правопорядка, поскольку коренные вопросы публичного права — это правовое опосредование устоев общества, устройства государства и власти, гарантии прав граждан9.

В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации10 круг государственных интересов специально не выделяется. Речь фактически идет о национальных интересах России в сфере экономики, однако статус стратегии, субъекты ее реализации и содержание мер по обеспечению экономической безопасности свидетельствуют о том, что это направление деятельности входит в круг государственных интересов России11.

Существует также еще один подход к системе обеспечения экономической безопасности государства через его суверенитет — независимость. В чистом виде такой подход практически нигде не фигурирует, однако, анализируя общие положения теории государства и права, его необходимо выделять в отдельный правовой подход.
Кроме того, экономическая безопасность как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию позволяет государству обеспечить и защитить свою независимость от внешних угроз12.

Однако в юридической литературе чаще всего встречаются синтетические определения, построенные на комбинации вышеуказанных подходов.
Один из признанных авторитетов разработки проблем обеспечения экономической безопасности в России, доктор экономических наук профессор С.Ю. Глазьев определяет экономическую безопасность как «состояние экономики и производительных сил общества с точки зрения возможностей самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, поддержания необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной конкуренции»13.

Не вступая в дискуссию по поводу перечисленных точек зрения на понятие «экономическая безопасность», отметим, что мнения всех этих ученых совершенно справедливы и в той или иной мере раскрывают сущность экономической безопасности. Однако почти все они рассматривают экономическую безопасность под углом обеспечения экономической безопасности государства силами государственного аппарата, Вооруженных сил Российской Федерации, российских граждан и юридических лиц — хозяйствующих субъектов, а не наоборот, что также верно. Ведь именно народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти (ст. 3 Конституции РФ), и обеспечивает сохранность и жизнедеятельность государства как основы общественных отношений.

Во многом поэтому в основных документах Совета Безопасности Российской Федерации «под экономической безопасностью понимается возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз»14. В этом определении понятие «экономическая безопасность» носит больше политический, чем экономический оттенок.

В настоящее время существуют два основных документа, выражающих концептуальные положения по направлениям обеспечения экономической безопасности: Концепция национальной безопасности Российской Федерации15 (далее по тексту — Концепция) и Государственная стратегия экономической безопасности16. Однако в отличие от иных видов состояния защищенности экономическая безопасность, как важнейший вид национальной безопасности, в доктринальной форме не выражена и не имеет официально принятого определения и дефиниции, научно обоснованного содержания применительно к современным условиям.

Государственная стратегия экономической безопасности была ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований 1997–2000 гг. Несмотря на то что в процессах трансформации российской экономики произошли существенные изменения (судебная реформа — 2000–2003 гг., административная реформа — 2004–2005 гг., реформа местного самоуправления — с 2003 г. по настоящее время), основные положения данного документа сохраняют свою актуальность.

Исследуя вопросы конституционно-правового обеспечения экономической безопасности субъектов Российской Федерации, мы пришли к выводу, что наиболее чувствительными угрозами экономической безопасности Российской Федерации в современных условиях остаются:


  1. Увеличение имущественной дифференциации (расслоения) населения и высокий уровень бедности.
  2. Деформация структуры российской экономики (образование регионов-доноров и дотационных регионов), из-за чего происходит неравномерность социально-экономического их развития.
  3. Криминализация общества.
  4. Отсутствие единых правовых подходов к хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, включая Российскую Федерацию и субъекты Российской Федерации, а также иных субъектов предпринимательской деятельности, учитывая полное отсутствие единообразия судебной практики по имущественным спорам.

Вместе с тем остаются до конца не решенными вопросы обеспечения состояния российской экономики, отвечающие требованиям экономической стабильности в Российской Федерации, которая характеризует качественные критерии и параметры, приемлемые для большинства населения, а также условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономических систем, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.

Современный взгляд на развитие российского общества выдвигает на первый план задачу устойчивого и постепенного развития, то есть развития, при котором удовлетворяются реальные потребности личности, общества и государства, не создаются угрозы социально-экономическому развитию будущих поколений.

Указывая выше на проблемы, мешающие развитию и становлению единой федеральной системы экономической безопасности, следует отметить, что экономическая безопасность является сложной видоизменяющейся системой, в которой присутствуют индикаторы и пороговые значения, определяющие вектор развития всего российского государства17.

Таким образом, существующая на практике модель обеспечения экономической безопасности требует модернизации правовых институтов, в том числе и существующего конституционно-правового, в целях более действенного реагирования на внешние и внутренние угрозы в условиях нестабильности экономических отношений, а возможно, и перестройки всей правоприменительной системы в механизме обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в целом и ее субъектов в частности18.

1Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г., № 237.
2Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 9 апреля 1992 г., № 15, ст. 769; в «Российской газете» от 6 мая 1992 г., № 103.
3Так, в «Словаре современных военно-политических и военных терминов» (Объединенная редакционно-рабочая группа «Россия–НАТО», 2001) мы находим развернутое определение термина «безопасность»: безопасность — это условие или состояние дел, при которых страна (или группа стран) может защищать свои ценности от внешних угроз и рисков. Последние могут иметь военный или невоенный характер, проистекать из разных источников и зачастую с трудом поддающихся прогнозированию.
4Бондарь Н.С. Конституционный Суд России — гарант конституционной безопасности личности, общества и государства // Проблемы права. 2004. № 1.
5Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Национальная безопасность. России: конституционное обеспечение // Серия «Безопасность человека и общества». СПб., 1999. С. 24.
6Паньков В. Экономическая безопасность: новые аспекты проблемы // Внешняя торговля. 1992. № 6. С. 26.
7См.: Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая). М., 2002. С. 58.
8Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 января. С. 3.
9См.: Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование, динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. № 5.
10Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 года № 608.
11Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». 1996. № 128. Ст. 2117.
12Подробнее см.: Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 5.
13Глазьев С.Ю. Безопасность экономическая // Политическая энциклопедия. М., 1999. Т. 1. С. 113.
14Подробнее см.: Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности России: Документ Совета Безопасности Российской Федерации от 13 января 1995 г.
15Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г. и принятая Указом Президента Российской Федерации в 1996 г. Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 18 января 2000 г.; в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 января 2000 г., № 2.
16Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 14 мая 1996 г.; в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 апреля 1996 г., № 18.
17Подробнее см.: Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Финансовая Россия. 2000. Август. № 30; Он же. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие, М., 2001; Он же. Экономическая безопасность. Производство, финансы, банки. М., 1998.
18См.: Возжеников А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М.: ЗАО «ЭДАС ПАК», 2000.

Журнал «Национальные интересы», № 4, 2007.

Федеральная палата адвокатов

Московская палата адвокатов

17 апреля 2018 года Бюро отметило свой 10-летний юбилей со дня основания. Поздравляем адвокатов и сотрудников Бюро с этим замечательным событием.

ООО «Жилком-ИТ», 100-процентное дочернее общество Адвокатского бюро "Малумовы и партнеры", по результатам ранжирования официальной отчетности за 2013-14 гг. вошло в ТОП-100 предприятий Российской Федерации в области права.

В ноябре 2013 года адвокаты Бюро прошли обучение в рамках программы по аттестации членов российского адвокатского сообщества в соответствии с требованиями Калифорнийской палаты адвокатов для сдачи BAR-экзамена в США

Управляющий партнер Бюро прошел обучение по программе сертификации юрисконсультов для системы предприятий ТЭК

Адвокатское бюро "Малумовы и партнеры" по результатам ранжирования официальной отчетности за 2011-12 гг. заняло 81-е место среди российских предприятий в области права.

Решением Общего собрания Российского газового общества от 25.04.2008 г. Малумов Александр Юрьевич - партнер Адвокатского бюро «Малумовы и партнеры» - избран в судьи постояннодействующего Третейского суда при Российском газовом обществе.

17 декабря 2008 приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 428 партнер Бюро Малумов Александр Юрьевич назначен заместителем Председателя Экспертной комиссии по проведению экспертизы проектов федеральных законов - технических регламентов.

 

© 2008 Адвокатское бюро «Малумовы и партнеры»