C 3 декабря 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ). Он содержит много существенных новшеств в правовом регулировании. Применение нового порядка к процедурам оздоровления и банкротства предприятий имеет огромное значение для повышения их финансовой устойчивости и снижения риска коррумпированного банкротства. Особенно это важно для стратегических федеральных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий, так как в этом году осуществляется их приватизация. О наиболее важных аспектах в процедуре банкротства читайте в нашей статье.
Порядок обращения в суд
Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора или по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам перед бюджетом (налогам, сборам, таможенным платежам) принимаются требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда. В свою очередь, требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей в бюджет принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. При этом право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора или уполномоченного органа по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику (п.2 ст.7 Закона N 127-ФЗ). В свою очередь, право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Прежде чем возбудить процедуру о признании предприятия банкротом, заинтересованный кредитор должен сначала в суде подтвердить правоту своих требований, дождаться вступления в законную силу судебного акта, обратиться в службу судебных приставов и только после этого возбудить процедуру банкротства. Тем самым существенно усилены гарантии прав должника от действий недобросовестных кредиторов, поскольку теперь процессу банкротства предшествует судебный процесс, проверяющий обоснованность претензий кредитора. В том случае, если претензии кредитора обоснованны, у должника имеется достаточно времени, чтобы их выполнить, например, заключив мировое соглашение в ходе судебного процесса о взыскании долга.
В таблице приведены размеры денежного требования к должнику (задолженности должника перед кредитором), при наличии которой возможно возбуждение дела о банкротстве.
Размер денежных требований к должнику |
|
Юридическому лицу |
Не менее 100000 руб. |
Физическому лицу |
|
Арбитражные управляющие
В процессе банкротства огромное значение имеет фигура арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий назначается арбитражным судом и осуществляет в отношении должника организационные и управленческие функции в рамках процедуры банкротства.
При осуществлении наблюдения им является временный управляющий, при финансовом оздоровлении - арбитражный управляющий, при внешнем управлении - внешний управляющий, при конкурсном производстве - конкурсный управляющий.
В Законе N 127-ФЗ введены новые нормы в отношении арбитражных управляющих:
- дополнительные профессиональные требования;
- меры ответственности за нарушение норм Закона N 127-ФЗ;
- обязательное страхование ответственности;
- в процесс банкротства введены саморегулируемые организации арбитражных управляющих.
Обязательное страхование ответственности арбитражного управляющего
Договор страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть заключен на срок не менее одного года с обязательным последующим возобновлением на тот же срок. Согласно пункту 8 статьи 20 Закона N 127-ФЗ, минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору страхования) не может быть менее чем 3 000 000 руб. в год. Кроме того, арбитражный управляющий в течение 10 дней с даты его утверждения арбитражным судом должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. К таким лицам относятся в первую очередь должник, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы. Размер ответственности арбитражного управляющего, подлежащей страхованию, определяется в зависимости от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую введению процедуры банкротства. Размеры страхования ответственности арбитражного управляющего приведены в таблице.
Размеры страхования ответственности арбитражного управляющего |
Балансовая стоимость активов предприятия-должника |
Размер ответственности |
От 100 млн руб. до 300 млн руб. |
3% от балансовой стоимости активов, превышающей 100 млн руб. |
От 300 млн руб. до 1 млрд руб. |
6 млн руб. + 2% от балансовой стоимости активов, превышающей 300 млн руб. |
Свыше 1 млрд руб. |
20 млн руб. + 1% от балансовой стоимости активов, превышающей 1 млрд руб. |
Обязанности организации-должника
Инициатором рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде могут выступать должник, конкурсный кредитор, а также уполномоченные органы. При этом Закон N 127-ФЗ различает случаи, когда должник вправе обратиться с таким заявлением в арбитражный суд, и случаи, когда данное право превращается в обязанность. Должник вправе подать в арбитражный суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства или обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст.8 Закона N 127-ФЗ).
Пример 1
Основным видом деятельности ООО "Транс-экспресс" является перевозка пассажиров маршрутными такси. В результате проверки соблюдения лицензионных требований и условий действие лицензии ООО "Транс-экспресс" на перевозку пассажиров было приостановлено лицензирующим органом.
Лицензирующий орган обратился в суд с заявлением о прекращении действия лицензии по причине неудовлетворительного технического состояния транспортных средств, недостаточной квалификации водителей и т.п. Ввиду приостановления действия лицензии ООО "Транс-экспресс" не смогло погасить задолженность перед поставщиком горюче-смазочных материалов, оплатить ремонт автомобилей, а также приостановило выплаты текущих налоговых платежей. Не дожидаясь решения суда о прекращении действия лицензии, учредителями ООО "Транс-экспресс" было принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника.
Вместе с тем в статье 9 Закона N 127-ФЗ установлен ряд случаев, когда руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд. К ним относятся, в частности, следующие случаи:
- удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, а также обязанности по уплате платежей в бюджет в полном объеме перед другими кредиторами;
- органом должника, уполномоченным на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
- обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможным хозяйственную деятельность должника.
При этом в Законе N 127-ФЗ даны временные ограничения на срок подачи заявления должника - не позднее месяца с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
Пример 2
Основным видом деятельности ООО "Лесной ряд" является производство пиломатериалов в арендованном цехе. При этом уставный капитал ООО "Лесной ряд" оплачен имуществом (деревообрабатывающим станком). В собственности общества также имеются еще три станка и грузовой автомобиль "КамАЗ".
В результате маркетинговых просчетов ООО "Лесной ряд" не смогло своевременно реализовать большой объем готовой продукции и как следствие погасить заем в размере 2 000 000 руб., взятый у организации-контрагента. Заимодавец обратился в суд, который взыскал с ООО "Лесной ряд" сумму займа, а также проценты. Судебным приставом-исполнителем было обращено взыскание на имущество ООО "Лесной ряд", из-за чего станки и автомобиль были реализованы на торгах. Вследствие утраты производственной базы деятельность ООО "Лесной ряд" стала невозможной, и учредителями фирмы было принято решение о подаче заявления о признании ООО "Лесной ряд" банкротом.
Невыполнение обязанности по подаче заявления должника чревато рядом негативных последствий, предусмотренных в статье 10 Закона N 127-ФЗ. В частности, неподача заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены в статье 9 Закона о банкротстве, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых этим Законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления.
В пункте 5 статьи 10 Закона N 127-ФЗ предусмотрено применение административной и уголовной ответственности в отношении руководителя и членов органов управления должника при нарушении ими норм, установленных в статье 10 данного Закона.
Теперь рассмотрим основные моменты в правовом регулировании процедур банкротства организаций: наблюдении, финансовом оздоровлении, внешнем управлении, конкурсном производстве и мировом соглашении.
Наблюдение
Наблюдение устанавливает в отношении должника ряд дополнительных обязанностей и ограничений. В ходе наблюдения полномочия руководителя организации-должника, иных органов управления должника осуществляются с учетом ограничений, установленных в статье 64 Закона N 127-ФЗ.
Так, органы управления должника могут совершать только с письменного согласия временного управляющего сделки (несколько взаимосвязанных между собой сделок):
- если они связаны с приобретением или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
- если они связаны с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом должника.
Кроме того, органы управления должника не вправе принимать управленческие решения, перечисленные в пункте 3 статьи 64 Закона N 127-ФЗ. Перечень таких решений является закрытым и включает решения:
- о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
- о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
- о создании филиалов и представительств;
- о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями;
- о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
- о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
- об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
- о заключении договоров простого товарищества.
Компетенция первого собрания кредиторов определена в статье 73 Закона N 127-ФЗ.
Финансовое оздоровление
Финансовое оздоровление включено в перечень процедур банкротства, установленный в статье 27 Закона N 127-ФЗ применительно к юридическим лицам. Смысл данной процедуры сводится к созданию условий для восстановления финансовой устойчивости предприятия-должника за счет средств, представляемых его учредителями, акционерами, участниками, а также заинтересованными третьими лицами. Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более двух лет. Так установлено в пунктах 1 и 6 статьи 80 Закона N 127-ФЗ.
Инициаторами введения в отношении должника процедуры финансового оздоровления могут быть несколько категорий лиц. Во-первых, сам должник на основании решения своих учредителей (участников) или органа, уполномоченного собственником имущества должника, если должником является государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Во-вторых, третьи лица, например, контрагенты должника (п.1 ст.78 Закона N 127-ФЗ).
Согласно статье 76 Закона N 127-ФЗ, ходатайство о введении финансового оздоровления адресуется первому собранию кредиторов. Кроме того, при таком ходатайстве должен прилагаться ряд документов, перечень которых определен в пункте 5 статьи 77 Закона N 127-ФЗ. К таким документам относятся: план финансового оздоровления, график погашения задолженности, протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия. Аналогичные требования установлены и в отношении ходатайства третьего лица о введении финансового оздоровления.
В период финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 82 Закона N 127-ФЗ должник не вправе без согласия собрания кредиторов совершать сделки, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:
- связаны с приобретением или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;
- влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.
Кроме того, без согласия собрания кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение для исполнения должником обязательств перед кредиторами, должник не вправе принимать решение о своей реорганизации.
Ряд действий органы управления должника должны согласовывать с административным управляющим. К таким действиям относятся сделки, которые:
- влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5 процентов суммы требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
- связаны с приобретением или отчуждением имущества должника, за исключением реализации имущества должника, реализуемого им в процессе обычной хозяйственной деятельности;
- влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
- влекут за собой получение займов, кредитов.
Необходимо отметить, что сделки должника, совершенные с нарушением порядка, установленного в статье 82 Закона N 127-ФЗ, могут быть признаны недействительными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления, к которому прилагаются следующие документы:
- баланс должника на последнюю отчетную дату;
- отчет о прибылях и убытках должника;
- документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Внешнее управление Инициатором введения внешнего управления выступает собрание кредиторов. Так, на основании принятого им решения арбитражный суд вводит данную процедуру, а также утверждает внешнего управляющего на основании вынесенного судом определения.
В Законе N 127-ФЗ введены меры по восстановлению платежеспособности должника, реализуемые в рамках внешнего управления:
- увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
- замещение активов должника.
Предельный срок внешнего управления не может превышать полутора лет, за исключением следующих случаев, когда:
- собранием кредиторов принято решение об утверждении или изменении плана внешнего управления, срок которого не превышает максимальный срок внешнего управления;
- собранием кредиторов по результатам подведения итогов внешнего управления принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления на срок, не превышающий максимальный срок внешнего управления.
В этих случаях срок внешнего управления может быть продлен еще на шесть месяцев.
Конкурсное производство
Конкурсное производство - это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Эта процедура проводится уже после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом.
Предусмотрен срок проведения конкурсного производства, который составляет один год, но он может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, на шесть месяцев. Арбитражный суд при принятии решения о признании должника банкротом утверждает конкурсного управляющего, а также определяет размер его вознаграждения.
Согласно пункту 5 статьи 53 и пункту 1 статьи 146 Закона N 127-ФЗ, в нем предусмотрена возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению. Это правовое новшество носит, безусловно, положительный характер.
Мировое соглашение
Мировое соглашение представляет собой процедуру банкротства, применяемую на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Поэтому мировое соглашение является особой процедурой банкротства. Должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, будь то стадия наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. Особенности заключения мирового соглашения на каждой из указанных стадий определяются главой VIII Закона N 127-ФЗ.
Перечень условий, соблюдение которых необходимо для утверждения мирового соглашения арбитражным судом, предусмотрен статьей 158 Закона N 127-ФЗ. Так, мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
Неисполнение обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди является безусловным основанием для отказа в утверждении мирового соглашения. Кроме того, согласно пункту 2 статьи 160 Закона N 127-ФЗ, дополнительными основаниями для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения являются:
- нарушение установленного законом порядка заключения мирового соглашения;
- несоблюдение формы мирового соглашения;
- нарушение прав третьих лиц;
- противоречие условий мирового соглашения Закону N 127-ФЗ, другим федеральным законам и нормативным правовым актам;
- наличие иных предусмотренных гражданским законодательством оснований ничтожности сделок.
Отказ в утверждении мирового соглашения оформляется в форме определения арбитражного суда, которое может быть обжаловано. При этом необходимо отметить, что вынесение арбитражным судом определения об отказе в утверждении мирового соглашения не препятствует заинтересованным лицам заключить новое мировое соглашение и представить его на рассмотрение арбитражного суда.
Д.П. Звоненко,
юрист адвокатского бюро "Крикунов и партнеры"
А.Ю. Малумов,
юрист адвокатского бюро "Крикунов и партнеры"
"Главбух", Отраслевое приложение "Учет в производстве", N 4, IV квартал 2003 г.
|
Федеральная палата адвокатов Московская палата адвокатов 17 апреля 2018 года Бюро отметило свой 10-летний юбилей со дня основания. Поздравляем адвокатов и сотрудников Бюро с этим замечательным событием. ООО «Жилком-ИТ», 100-процентное дочернее общество Адвокатского бюро "Малумовы и партнеры", по результатам ранжирования официальной отчетности за 2013-14 гг. вошло в ТОП-100 предприятий Российской Федерации в области права. В ноябре 2013 года адвокаты Бюро прошли обучение в рамках программы по аттестации членов российского адвокатского сообщества в соответствии с требованиями Калифорнийской палаты адвокатов для сдачи BAR-экзамена в США Управляющий партнер Бюро прошел обучение по программе сертификации юрисконсультов для системы предприятий ТЭК Адвокатское бюро "Малумовы и партнеры" по результатам ранжирования официальной отчетности за 2011-12 гг. заняло 81-е место среди российских предприятий в области права. Решением Общего собрания Российского газового общества от 25.04.2008 г. Малумов Александр Юрьевич - партнер Адвокатского бюро «Малумовы и партнеры» - избран в судьи постояннодействующего Третейского суда при Российском газовом обществе.17 декабря 2008 приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 428 партнер Бюро Малумов Александр Юрьевич назначен заместителем Председателя Экспертной комиссии по проведению экспертизы проектов федеральных законов - технических регламентов.
|